- ЛАНГЕ Николай
- Николаевич (1858— 1921) — известный российский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России, известен работами в области восприятия и внимания. Окончил историко-филологический фак-т Петербургского ун-та (1882). В 1884—1886 гг. проходил стажировку в Лейпцигской психологической лаборатории В. Вундта, занимался психологией и философией в ун-тах Берлина, Парижа. С 1888 г. — магистр философии, приват-доцент. С 1890 г. в основном придерживался позиций естественнонаучного материализма, хотя и не всегда последовательно. С 1894 г. — профессор Новороссийского ун-та (Одесса), где в 1896 г. организовал одну из первых в стране экспериментальных психологических лабораторий. Занимаясь в лаборатории научными исследованиями, Л. сформулировал закон перцепции, устанавливающий стадиальный (фазовый) характер процесса восприятия (от обобщенного, чувственного образа предмета ко все более частному, дифференцированному). Всякое ощущение, по Л., начинается с простого толчка в сознании (что-то случилось), затем осознается род раздражителя (какой цвет, звук, поверхность), затем форма предмета и, наконец, происходит его точная локализация в пространстве. Этот общий закон перцепции — результат биологического развития организмов, основа всех простейших психических процессов. Л., кроме того, разработал моторную теорию внимания, рассматривающую движение как условие не только сопровождающее, но и улучшающее наше восприятие (Механизм внимания/ Русская школа, №1, 1891; Психологические исследования. Закон перцепции. Теории волевого внимания.Одесса, 1893). Считал, что двигательный компонент присутствует в процессах мышления, узнавания, памяти. Исходя из этого, рассматривал полю, как двигательный импульс, предшествующий всякому сознательному движению Этот импульс нами не осознается, осознается лишь движение, т.е. сознательная сторона волевого процесса — сумма обратных ощущений, сопровождающих уже происходящее движение (Элементы воли. Вопросы философии и психологии ; кн. 4, 1890). Выделяя двигательные реакции организма как первичные по отношению к внутренним психическим актам, он развивал рефлекторную концепцию психики, продолжая тем самым линию И.М. Сеченова. Среди функций психического основополагающей считал круговую реакцию — то, что мы сейчас называем обратной связью, включающую, с одной стороны, центростремительный ток, который сообщает организму о достигнутом, а с другой стороны — центробежную реакцию (ответ на это сообщение). Категорически отвергал параллелистическое понимание психики, трактовал психологическую науку как биологическую психологию (не био-логизируя ее, а подчеркивая этим лишь значение психики в биологической эволюции). В 1900—1904 гг. Л. — председатель историко-филологического общества при университете. Организовал при обществе педагогический отдел, ставший центром научно-методической работы учителей начальной и средней школы. Активно выступал за реформу средней школы России, за улучшение теоретической и практической подготовки учителей. Перевел на русский язык Первую аналитику Аристотеля (1894.). В 1903 г. организовал и возглавил Одесские женские педагогические курсы, преобразованные в 1905 г. в Высшие женские педагогические курсы (преподавал там психологию, педагогику и др. предметы). В 1907 г. за отказ принять к исполнению Циркуляр Министерства народного просвещения о запрете участия служащих в деятельности противогосударственных партий был отстранен от руководства курсами. Продолжал заниматься научной и просветительской работой. В 1911 г. редактировал философский отдел в энциклопедическом словаре Грант (автор статей Вера, Воля, Внимание, Душа, Гоббс, Гегель, Гюйо и др.). В 1914 г. вышла книга Л.: Психология. Итоги науки в теории и практике, впоследствии неоднократно переиздававшаяся и долгое время бывшая одним из лучших обобщающих трудов по психологии. В 1917 г. был избран в общественный комитет Одессы для решения вопросов реорганизации народного образования. Создал и возглавил Народный ун-т Одессы. Л. автор сочинений: История нравственных идей XIX в., т 1., ч. 1, Спб., 1889; Душа ребенка в первые годы жизни, Спб., 1892; Великие мыслители XIX века, Одесса, 1907; Логика , Казань, 1912; Теория В. Вундта о начале мифа, Одесса, 1912. А. В. Петровский, С.А. Цветков
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.